Главная » Статьи » Статьи 2022 |
Уважаемые читатели, задачи Федерального национального проекта «Успех каждого ребенка» (срок реализации 01.01.2019-30.12.2024),о выполнении которых я хочу рассказать сегодня, включают в себя: 1.Раскрытие и развитие способностей подрастающего поколения; 2.Создание условий для занятий физической культурой и спортом; 3.Обеспечение доступности дополнительного образования обучающимся, в том числе с использованием дистанционных технологий; В нашем Социально-педагогическом центре на базе объединения «Почемучка» социально-гуманитарной направленности для детей 6-7 лет, которым я руковожу, посредством участия в различных мероприятиях Общероссийского и Международного уровня выполняется задача раскрытия и развития способностей подрастающего поколения. Создание условий для занятия физической культурой и и спортом (причина — недостаточная материальная база учреждения и отсутствие спортивного зала) происходит медленно, но мы стараемся в объединении включать в ход занятий подвижные игры и игры с движениями, используя имеющуюся базу спортивного инвентаря. Также с помощью благотворителей и родителей предпринимаем постоянные усилия пополнять запасы спортивного оборудования. Задача обеспечения доступности дополнительного образования обучающимся, в том числе с использованием дистанционных технологий выполняется посредством организации дистанционного обучения на протяжении 2020-2021 и 2021-2022 учебных годов. Необходимость использования этих технологий возникла по причине пандемии, частых карантинов и локдаунов. Считаю, что пока функционирование региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, в том числе на базе ведущих образовательных организаций в каждом субъекте Российской Федерации, с учетом опыта деятельности образовательного фонда «Талант и успех» не выполнена, и это от нас не зависит. Пока такой центр в нашем регионе не создан. Но есть надежда, что его успеют создать в срок обозначенный проектом, до конца 2024 г. Хочу более подробно рассказать о том, как в нашем объединении проходит работа по раскрытию и развитию способностей воспитанников. На занятиях и при индивидуальном общении я стараюсь создать психолого - педагогические условия успеха для каждого ребенка. Для этого на занятиях: - при оценке выполнения домашнего задания допускается только положительные высказывания. Сравнения делаются только с самим ребенком и подчеркиваются его достижения на данный момент; - в процессе выполнения заданий на занятиях обеспечивается терпеливая поддержка и внимание к результатам, пресекается и не допускается отрицательная оценка деятельности ребенка; - на протяжении всего воспитательного процесса поддерживается атмосфера уважения к идеям и мыслям воспитанников, они (по мере возможности претворяются в жизнь и учитываются при планировании занятий); - неудачи и недочеты ребенка обсуждаются с ним индивидуально и всегда доброжелательно, с указанием возможных путей исправления ситуации; - в результате этих действий создается мотивация благополучия, снимаются страхи неудач, включаются внутренние активизаторы обучающегося; - практикуется индивидуализация степени трудности заданий посредством предоставления детям возможности их выбора. При индивидуальном общении: - авансируется успешный результат участия в различных конкурсах (творческих или по предметам); - проводится латентное (скрытое) инструктирование ребенка в способах выполнения, например, рассказ о том, как выполнил похожее задание предыдущий выпускник объединения, демонстрация готового изделия); - при этом происходит мобилизация активности, педагогическое внушение — приём, который я применяю не только к воспитанникам, но и одновременно к их родителям. Заметив какую-либо способность ребенка, рассказываю о ней родителю, хвалю ребенка за эту способность, внушаю мысль о том, что ребенок может достичь определенных высоких результатов, применяя свою особенность на практике. Например, в 2020-2021уч.г. я заметила желание и способности сочинять стихи у воспитанника Пронина Никиты. Я поддержала его стремления, поговорила с родителями и задала тему «Гном и дом». На занятиях мы с ребятами пофантазировали и подобрали рифмы по этой теме, а родители дома помогли Никите оформить его рифмы в настоящее стихотворение. Нескольким ребятам это занятие тоже понравилось. Они попробовали написать стихи. Все результаты были опубликованы на Международном педагогическом портале «Солнечный свет». Дети получили свидетельства о публикации и дипломы победителей конкурса «И снова осень дарит вдохновение!». Лучший результат показал Никита. И сегодня, спустя год, он продолжает упражняться в написании стихов на различные темы. Значит я правильно угадала способности и устремления ребенка. И помогла ему раскрыться. Часто высокая оценка определенной детали выполненного ребенком задания приводит к раскрытию скрытых особенностей и способностей. Многие творческие работы детей показывают их особенное видение того или иного предмета. У них всегда получается лучше, чем на готовом образце (интереснее оттенок, неожиданный ракурс или деталь рисунка, аппликации, конструкции). Я стараюсь рассказать об этом и детям, и их родителям. У моих воспитанников на занятиях Прикладным творчеством часто первым порывом бывает высказывание: А я не умею…. И дальше идёт признание : Рисовать самолет, танк, кошку и т. д. Обычно я говорю, что рисовать умеют все и показываю, как просто и легко можно это сделать. Разбиваю основную работу на этапы, беседую с каждым ребенком о том, что находиться рядом с рисуемым объектом, подбираю цвет краски или карандаша. Детям особенно нравится рисовать крупные объекты гуашью, подбирая оттенки краски на палитре. В результате работа нравится не только ребенку, но и восхищает его родителя. После занятий не остаётся страха перед рисованием, лепкой или аппликацией. В середине учебного года дети уже сами выполняют задания и часто привносят собственные интересные детали. Именно поэтому воспитанники нашего объединения имеют так много дипломов за победы в Международных и Всероссийских конкурсах. Чаще всего после творческих занятий дети забирают работы домой, но если запланирована выставка или конкурс в СПЦ, то сразу проявляется стимул: - А диплом будет? - А Вы покажете это в интернете? - А я после выставки подарю рисунок маме. За этими вопросами видна мотивация: - Я хочу радовать маму и других родственников. - Я хочу знать, на каком я уровне мастерства. Вот таким образом дети чувствуют свою исключительность, индивидуальную ценность. Подробнее хочу остановиться на этапах подготовки участия воспитанников в конкурсах по предметам на основе требований ФГОСТ. За период 2019-2021 годов мои подопечные участвовали в таких конкурсах многократно по предметам: «Математика», «Окружающий мир» и «Знакомство с грамотой». Обычно такая работа занимает 2-3 недели и проходит индивидуально с привлечением родителей. Результаты мы получаем примерно через месяц, т. е. процесс участия в конкурсе растягивается во времени. 1 Этап подготовки: поиск в интернете подходящего по тематике и срокам конкурса, регистрация на нем и подача заявки. 2. Этап: беседа с детьми и родителями, объяснение целей и задач конкурса. Ответ на вопрос родителей: что даст такое участие мне и моему ребенку? А участие в конкурсах «Ребус», «Лисёнок», «Умный мамонтёнок» показывает уровень подготовки к школе, на котором находится ребенок в данный момент по тому или иному предмету. Результат работы помогает понять, на какие темы нужно обратить внимание, какие навыки отработать. 3. Этап. Распечатка тестов по предмету и проработка тем, которые в них используются (с детьми и родителями). 4. Этап. Собственно выполнение заданий тестов (на выбор правильного ответа 15 тестов, проводится индивидуально с каждым обучающимся. 5. Этап. Заполнение документов по типу ЕГЭ и ОГЭ на каждого воспитанника (выполняет педагог) и размещение их на сайте конкурса. 6. Этап. Распечатка результатов (дипломов различных мест, сертификатов)и вручение дипломов и сертификатов воспитанникам. Участие в творческих конкурсах не требует такого большого количества времени. Дети объединения участвуют в творческих конкурсах различной направленности: экологических, патриотических, электронных и т. д. По номинациям эти конкурсы тоже очень разнообразны: рисунки, аппликации, конструирование, песни, чтение стихов, различные поделки из природного и бросового материала, видеоролики, фотографии. Отдельный вопрос: Как создать ситуацию успеха каждого ребенка в условиях дистанционного обучения? Как стимулировать участие детей и родителей в конкурсах и творческих занятиях на удаленном обучении? Лично я: 1. Заранее посылаю сообщения родителям о том, что необходимо приготовить к занятиям. Потому что воспитанники моего объединения (дошкольники) не могут не только сами приготовить всё необходимое для занятий, но и даже прочитать сообщение в телефоне. 2. До начала занятий готовлю поощрительные картинки (в количестве участников занятия), свою фотографию с улыбкой, подбираю большое количество эпитетов, использую поощрительные и пафосные интонации в голосовом общении. 3. Результаты (дипломы, грамоты, сертификаты, свидетельства о публикациях) оперативно выставляю в группах объединения в соцсетях. В заключение могу заверить Вас, дорогие коллеги, что буду и дальше продолжать работу по созданию ситуации успеха для каждого ребенка и участию (стремлюсь к 100%)в самых различных конкурсах. Надеюсь, что мой опыт пригодится вам, коллеги. Буду рада отзывам. Спасибо за внимание. Тихонова Н.А., педагог дополнительного образования, руководитель объединения "Почемучка"
| |
Просмотров: 131 | |
Всего комментариев: 0 | |